Рокфеллер-центр был первоначально известен, как Радио-Сити. Комплекс зданий был построен посреди Великой Депрессии и состоял из четырнадцати зданий, где 70-этажный RCA был самым высоким. В этой статье вы узнаете об истории и особенностях Центра Рокфеллера — одного из главных ориентиров города Нью-Йорк.
Эта территория была первоначально запланирована, как новое местоположение Метрополитен Опера. В это время область была кварталом красных фонарей и принадлежала Колумбийскому университету. Джон Д. Рокфеллер младший арендовал область от имени Метрополитен Оперы. Дизайн комплекса был создан американским архитектором Бенджамином Вистером Моррисом. Он был вдохновлен проектом вокзала Гранд-Централ и разработал комплекс, включавший озелененный сад и монументальный Оперный театр, а также высокие офисные башни, магазины и террасы. Здания были бы соединены серией мостов и проходов. Однако обвал фондового рынка 1929 заставил Метрополитен Оперу отменить амбициозный проект. Рокфеллер запланировал строительство корпоративного комплекса для новых офисов радио-и телевизионных корпорациям. Так и родился проект Radio City.
Проект Radio City
Одним из первых достроенных зданий был RCA-Билдинг (ныне GE Building), который служил главным офисом Radio Corporation of America. Украшенная известняком из Индианы башня в 70 этажей и высотой в 256 метров была самым высоким зданием комплекса. Над его дизайном работал Рэймонд Худ, также создавший башню Трибьюн в Чикаго и ряд других выдающихся зданий. Именно эта башня была основанием для всех будущих зданий в Radio City.
Чтобы соблазнить арендаторов во время Великой Депрессии, были приложены невероятные усилия, гарантирующие эффективное использование доступной площади. Благодаря продуманной планировке, каждый офис получал максимум естественного света. Среди других преимуществ были быстрые лифты, кондиционирование и превосходные подземные коммуникации с метро.
Площадка Top of the Rock
Смотровая площадка на GE Building в Рокфеллер-центре получила название Top of the Rock (‘Вершина Скалы’). Она открывает потрясающие панорамные виды Центрального парка и Эмпайр Стейт Билдинг. Бывшее здание RCA открылось в 1933, вместе с террасой на крыше. Она была разработана, как палуба океанского лайнера. У труб вентиляции была форма труб круизного корабля, а посетители могли устроиться на шезлонгах и отдыхать. Палуба наблюдения оставалась открытой до 1986. К тому времени число посетителей понизилось, в то время как затраты увеличились. В то же время, расширение популярного ресторана Rainbow Room на 65-м этаже перекрыло доступ лифта к крыше, приводя к закрытию палубы.
К счастью, смотровая площадка Рокфеллер-Центра вновь открылась в ноябре 2005, став главным конкурентом обсерватории соседнего Эмпайр Стейт Билдинг. После реконструкции стоимостью приблизительно в 75 миллионов долларов, палуба снова стала принимать гостей, только шезлонги исчезли. Отдельный вход на 50-й Вест-Стрит приводит к лифтам, на крыше которых изображены важные исторические события начиная с 1933 года. Для посетителей открыты три уровня, включая террасу на крыше. Первый уровень находится на 67-м этаже и полностью закрыт. У смотровой площадки на 69-м этаже есть стеклянные лобовые стекла, в то время как 70-й этаж абсолютно открыт и обеспечивает невероятный обзор в 360 градусов.
К 1940 Radio City был переименован Рокфеллер-центр, состоящий из четырнадцати зданий вокруг Лоуэр-Плаза. От площади открывается хороший вид на Статую Прометея и GE Building. Начиная с 1933 тут происходит известная ежегодная церемония освещения рождественской елки, отмечающая неофициальный запуск праздников в Нью-Йорке. Огромное украшенное тысячами огней дерево устанавливается в области позади Статуи Прометея. В то же самое время площадь превращается в популярный открытый каток.
Площадь соединена с Пятой авеню через пешеходную улицу, украшенную статуями и цветами. Эта улица известна как Ченнел Гарденс. Она проходит между двумя шестиэтажными зданиями с озелененными крышами: Зданием Британской империи и La Maison Francaise. Другое важное здание в Рокфеллер-центре — Радио-Сити Мюзик-Холл. На момент создания это был крупнейший внутренний театр в мире с вместимостью приблизительно в шесть тысяч гостей. Экскурсии дают возможность мельком увидеть впечатляющий интерьер Ар-деко.
Искусство в Рокеллер-Центре
Рокфеллер-центр также известен многочисленными произведениями искусства различных тематик. Самое известное произведение искусства в Рокфеллер-центре — это скульптура Прометея. Позолоченная бронзовая статуя была создана в 1934 году американским скульптором Полом Мэншипом. Нависающая над фонтаном скульптура изображает Прометея, который возвращает украденный огонь человечеству. Еще одна известная скульптура 1937 года — 4.5 метровая бронзовая статуя Атласа, созданная Ли Лори. Статуя установлена напротив Собора Святого Патрика и демонстрирует титана, держащего астрономическую сферу.
Интерьеры зданий в Рокфеллер-центре также украшены привлекательными произведениями искусства. Особое внимание стоит уделить лобби в GE Building с его величественными фресками, созданными в 1933 Хосе Мария Сертом и Франком Бренгвином.
Город в Городе
Рокфеллер-центр, известный как ‘город в городе’, является исключительным примером гражданского планирования. Все здания разделяют общий стиль дизайна Ар-деко, и соединены друг с другом через подземный зал Catacombs. Комплекс Центра Рокфеллера очень хорошо интегрирован в структуру Нью-Йорка, особенно вдоль Пятой авеню. С 1959 по начало семидесятых Рокфеллер-центр был расширен пятью дополнительными зданиями вдоль Шестой авеню.