Как правильно подготовиться к долгой поездке в другие страны на собственном автомобиле.
Поездка на машине в другие страны — это ответственное мероприятие, и готовиться к нему нужно заранее. Планирование поездки и сборы напоминают квест — нужно пройти все уровни, чтобы спокойно пересечь границу, избежать штрафов на дорогах, не устать, не проехать мимо самого интересного и вообще получить максимум удовольствия. Мы собрали для вас подсказки, которые помогут пройти все уровни испытания и избежать плохого финала, чтобы не было никаких «налево пойдешь — коня потеряешь».
Первый этап: от маршрута до визы
План действий таков: составляем маршрут, бронируем отели по пути следования (непременно с парковой), готовим нужные документы, включая страховку, и получаем визу.
Нюанс: если это первое путешествие на машине за границу, то не стоит пытаться «объять необъятное», пытаясь объехать все города и страны в рекордные сроки. Длинные переезды очень утомительны (250–300 км максимум), а короткие остановки не дадут возможности насладиться красотами новых мест. При планировании нужно учесть тот факт, что, прибыв в населенный пункт, вы, скорее всего, оставите машину на парковке отеля, а осматривать достопримечательности будете на общественном транспорте. Запарковать авто в центре европейского города проблематично, это стоит немалых денег, нервов и времени.
Второй этап: зубрим правила
Изучаем национальные правила дорожного движения и особенно внимательно читаем о штрафах каждой страны, через которую лежит ваш путь.
Нюанс: в ряде стран вам понадобится специальная наклейка на окно машины — виньетка, покупая которую вы оплачиваете дорожный сбор. Также она дает разрешение на проезд по автомобильным дорогам страны в течение определенного промежутка времени.
Виньетка стоит несколько евро, но при ее отсутствии вы рискуете заплатить большой штраф — несколько сотен евро. Заранее узнайте, где ее приобрести.
Третий этап: получаем МВУ
Получать ли международные права? Вопрос спорный. Да, многие водители успешно ездят с российскими правами и не испытывают сложностей. Дорожная полиция многих стран относится к этому лояльно, однако в случае ДТП отсутствие международного водительского удостоверения (МВУ) будет отягчающим обстоятельством. В некоторых странах, например Италии, за отсутствие МВУ полагается штраф в несколько сотен евро. Поэтому проще оформить международное удостоверение, чем переживать по поводу возможных проблем. Если вы все же поехали с российскими правами, полагаясь на авось, крайне желательно иметь перевод на язык страны пребывания, заверенный в консульстве этой страны.
Нюанс: формально в странах, подписавших Венскую конвенцию о дорожном движении в 1968 году (это почти все страны Евросоюза), автомобилистам разрешено ездить по национальным правам. Однако в марте 2011 года были приняты поправки об унификации национальных прав, и старые российские права теперь не соответствуют требованиям международного стандарта. В ряде государств, придерживающихся более ранней, Женевской конвенции 1949 года, необходимы и международные права, и национальные. Это, в частности, Албания, Андорра, Ирландия, Исландия, Нидерланды, Мальта, Кипр, Турция, Египет, Китай. Обратите внимание: международные права без российских недействительны.
Четвертый этап: готовим машину
Проверяем машину на готовность к большому путешествию: если до ближайшего технического осмотра (ТО) остается мало времени, лучше пройти его досрочно. Чтобы вас не развернули на границе, заранее ознакомьтесь с требованиями, которые предъявляет страна въезда к автомобилям. Позаботьтесь об исправности всех механизмов, ремней безопасности, а для перевозки детей обязательно иметь автокресло.
Нюанс: перед поездкой в Европу придется избавиться от тонировки на стеклах и шипованной резины — они запрещены в большинстве стран.
В разных странах разные требования к необходимому набору вещей в машине. В список must-have входят: знак аварийной остановки, огнетушитель, аптечка, буксировочный трос, запасное колесо, комплект для ремонта шин. Во многих странах необходимо иметь светоотражающий жилет в салоне, чтобы водителя или пассажира при экстренной остановке было заметно на магистрали. Штраф при отсутствии жилета предусмотрен, например, в Австрии, Литве и Португалии. Во Франции с недавних пор каждый водитель обязан иметь в машине алкотестер. При его отсутствии взимается штраф €11.
Еще стоит иметь при себе набор запасных ламп. Ближний свет в любое время суток необходимо включать в следующих странах: Болгарии, Боснии и Герцеговине, Венгрии, Дании, Исландии, Италии, Латвии, Литве, Македонии, Молдавии, Норвегии, Польше, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Финляндии, Хорватии, Черногории, Чехии, Швейцарии, Швеции, Эстонии. Штраф начинается от €7, максимальный штраф — в Норвегии, €242.
Ознакомьтесь с таможенными правилами страны въезда. Их можно изучить на консульском портале МИД России, выбрав нужную страну.
Пятый этап: планируем бюджет
Необходимо предусмотреть расходы на бензин, платные дороги и парковки, покупку виньеток, возможные штрафы, ремонт и непредвиденные обстоятельства. Лучший способ сэкономить — не нарушать ПДД, ведь, даже если вы не встретите ни одного дорожного полицейского на пути, это не защитит вас от получения штрафа: европейские дороги хорошо оснащены камерами.
Нюанс: бензин в Европе стоит дороже, поэтому перед пересечением границы заправьте полный бак. Определенное количество бензина можно провезти с собой в канистре. Узнайте, сколько именно. Например, в Италию можно провести до 50 л, а в Венгрию — только 10 л. Но существеннее сэкономить можно, избегая дорогих стран для автотуризма. Дороже всего стоит бензин в Бельгии, Великобритании, Италии, Дании, Греции, Турции, Португалии, Норвегии, Франции, Финляндии, Швеции, Швейцарии. Гораздо дешевле он в странах СНГ, Андорре, Венгрии, Боснии и Герцеговине, а самый дешевый — в России.
Для расчета дороги, бензина и времени будет полезен Google Earth: в нем можно выбрать платные или бесплатные дороги, а затем сделать копию маршрута на GPS-навигатор. Если вы возьмете, например, за основу маршрут: Москва — Лейпциг — Майерхофен — Флоренция — Римини — Сан-Марино — Цюрих — Санкт-Галлен — Вена — Краков — Минск — Москва, то наберется 7000 км.
Расход топлива зависит от марки машины: например, у Jeep Grand Cherokee расходуется около 11 л на 100 км. Воспользовавшись калькулятором расхода бензина, можно подсчитать, что на вышеуказанный маршрут потребуется примерно 770 л, то есть при средней цене на бензин €1,3–1,4 придется заплатить €1000–1100. Добавьте к этому оплату парковок и платных дорог, и получится очень значительная сумма. Подобное автомобильное путешествие выгодно лишь в случае, если у вас большое семейство или компания.
Шестой этап: карты и навигация
Можно положиться на GPS-навигатор в машине или на навигатор в своем смартфоне. Не забудьте закачать обновленные карты. Удобно путешествовать с приложением «Google Карты»: оно поможет проложить маршрут, исключить, если нужно, платные дороги, а также покажет ближайшие заправки и кафе.
Нюанс: имейте в виду, что навигатор — не всевидящее око, он может не показать некоторые дороги или не учесть изменения знаков, разворотов и других тонкостей. Так что для подстраховки стоит иметь старые добрые бумажные карты в бардачке и внимательно смотреть на знаки.
Хорошего путешествия!