Откройте люк
Длинные авиаперелеты не любит никто. Но если на вашу долю все-таки выпал такой перелет, отчаиваться не стоит: есть способы свести дискомфорт во время долгих часов в воздухе к минимуму. В этом материале мы собрали советы, которые помогут пережить длинный полет с наименьшими потерями.
Место
Удобное место — ключевой фактор комфорта в полете. На трансконтинентальных или трансатлантических перелетах всегда лучше выбирать сиденье у прохода. Как бы это ни банально звучало, но пассажиру 12-часового рейса вряд ли удастся избежать похода в уборную. Если вы летите в самолете с тремя рядами сидений, лучше всего занимать крайние места в центральном ряду. У них есть несколько преимуществ: мгновенный доступ к проходу и туалету для вас, а для пассажира, сидящего по центру, возможность выбраться туда же двумя путями. То есть шансы того, что через вас будут перелезать либо вам придется вставать, чтобы пропустить соседа, автоматически снижаются на 50%. К сожалению, это работает не всегда (бывают самолеты с конфигурацией 2–4–2), но 3–3–3 и 3–4–3 встречаются значительно чаще.
Движение
Пока вы сидите на месте часами, очень важно поддерживать нормальный кровоток. Подтверждение тому — случай, произошедший с одной пассажиркой во время полета из США в Гонконг: она пережила транзиторную ишемическую атаку («мини-удар») из-за того, что приток крови к ее мозгу на некоторое время остановился. Некоторые авиакомпании показывают пассажирам хорошие упражнения для дальних полетов вместе с демонстрацией техники безопасности. Не стоит упускать возможность размяться во время посещения уборной: после этого можно несколько минут походить в хвосте самолета или пару раз пройтись вверх-вниз по салону. Двигаться чрезвычайно важно!
Питание
В дни, предшествующие перелету, лучше отказаться от тяжелой и жирной пищи в пользу легкого здорового питания. Нет ничего неприятнее, чем сидеть с «камнем» в желудке в замкнутом пространстве. В сочетании с долгой неподвижностью это вызывает крайне негативные ощущения. Некоторые советуют отказываться от питания на борту, чтобы нивелировать джетлаг. Тут, впрочем, все зависит от личной дисциплинированности: не каждый может отказаться от еды. Кроме того, размеры порций у большинства авиакомпаний весьма умеренные. Важно помнить, что после обеда значительная часть пассажиров ринется в уборную. Если ждать слишком долго, велик риск того, что сидеть вам будет некомфортно.
Лучшее время, чтобы отправиться в туалет, — после того, как бортпроводники закончили разносить чай и кофе, поэтому проходы свободны, но еще не начали собирать посуду. Это ваш шанс! Большинство пассажиров почему-то предпочитают ходить в уборную уже после сбора посуды. Конечно, не слишком удобно выбираться в проход, пытаясь не опрокинуть пустую тару с открытого откидного столика. Но еще менее удобно быть шестым в очереди в туалет. Другое преимущество — сравнительно чистая уборная. Особенно если речь идет о первой кормежке.
Сон
Так как многие авиакомпании подают бесплатный алкоголь, люди нередко полагаются на него в надежде уснуть. К сожалению, алкоголь не только является депрессантом, но и обезвоживает организм. Поэтому пить на борту — не лучший выбор. К тому же в воздухе эффект может быть куда сильнее. Дешевая маска на глаза и беруши — куда более полезные предметы, которые гарантированно улучшат качество сна. Надувные подушки не так полезны. Кроме того, подушки, которые выдают на борту, обычно не хуже, при этом у вас будет минус одна вещь в ручной клади.
Самое сложное — это непосредственно процесс засыпания. У всех есть свои методы. Некоторые предпочитают вообще не спать перед полетом, но более разумным выглядит умеренный вариант — поспать на несколько часов меньше (сборы в последний день в этом помогают).
Не стоит ожидать, что вы тут же переключитесь на часовой пояс страны, в которую прилетели. Это происходит постепенно, либо — в крайних случаях — не происходит вовсе. Некоторые путешественники пьют традиционные снотворные или мелатонин, но надо понимать, что работает он не для всех, как и любой другой препарат.
Джетлаг
Начинать о нем думать надо в тот момент, когда вы бронируете билеты. Если пересадки никак не избежать, постарайтесь сделать так, чтобы длинная часть перелета была в начале, а короткая — в конце: у вас будет значительно больше энергии, чтобы пережить самую напряженную часть путешествия. К моменту пересадки у вас, скорее всего, уже накопится такая усталость, что последний перелет вы просто проспите. Нет ничего более утомительного, чем 12-часовой рейс в другую страну после трех- или пятичасового внутреннего. Наибольшая свобода маневра в этом отношении у жителей крупных транспортных узлов.
Другой важный момент — время прилета. Один из основных принципов, который поможет победить джетлаг, — понимание, что позже лечь намного проще, чем раньше встать. По этой причине лучше выбирать рейсы, которые прибывают ночью или во второй половине дня. Главное — дотерпеть до вечера и не заснуть в середине дня. В противном случае все старания пойдут насмарку.
Нелишним будет перевести часы в часовую зону пункта назначения, еще сидя в самолете. Это поможет ориентироваться, когда лучше вздремнуть в воздухе. Порой искушение проспать весь полет велико, но это полностью собьет ваши внутренние часы. Не все знают, что в борьбе с джетлагом пассажирам старается помогать и команда самолета: бортпроводники выключают свет и разносят еду по специальному графику. Если ваш внутренний ритм совсем расстроился, надо помнить: лучше поспать урывками, чем не смыкать глаз весь полет. Если вы летите туда, где разница с вашим привычным временем составляет 12 часов, то проспать половину или ¾ полета — уже хороший результат.
Выводы
Мы попытались собрать полезные советы, которые помогут перенести многочасовое путешествие в самолете с минимальными потерями. Впрочем, каждый человек индивидуален, и то, что здорово помогает одному путешественнику, может совершенно не подойти другому. Но пусть вас греет мысль: любой полет рано или поздно заканчивается.