«Отдых без шопинга — это не отдых», — скажут многие. И многие не согласятся. Чтобы отдых был в радость всем, публикуем отрывки из книги Дарьи Сиротиной «Чемоданное настроение» о том, как, где и что нужно покупать в Европе.
Время работы магазинов
Наверное, главное, что удивляет путешественника, решившего заняться в Европе шопингом, — это время работы магазинов.
В воскресенье на открытые магазины можно рассчитывать в Лондоне и в некоторых районах Милана и Парижа. В большинстве же стран воскресенье — нерабочий день, а потому и лавки, и крупные торговые центры будут закрыты. Суббота — более подходящий для шопинга день, но в Польше и Чехии, например, многие магазины, особенно небольшие, работают только до обеда. Раньше на час или два закрываются в субботу магазины и универмаги в Германии, Австрии, Великобритании. Чтобы не ошибиться, не планируйте покупки на воскресенье и, если есть возможность, проверяйте время работы интересующих вас магазинов заранее.
Лучше ходить по магазинам утром, сразу после открытия, когда сами горожане еще заняты завтраком и утренними делами. Чем в более популярном туристическом месте вы находитесь, тем раньше постарайтесь прийти, чтобы не застать очередей в примерочную и не столкнуться с нехваткой консультантов. Особенно это актуально для крупных и популярных у туристов универмагов, таких как La Rinascente в Милане, KaDeWe в Берлине, Les Galeries Lafayette в Париже, Steffl в Вене, John Lewis в Лондоне, а также популярных шопинг-улиц. Ну а лучше, чем утро понедельника, для шопинга, по-моему, вообще ничего нет.
Самое же худшее время — вечер субботы и последние выходные перед Рождеством, когда магазины осаждают толпы туристов и местных жителей.
Одежда по сезону или по скидочной цене?
Нигде в Европе, в отличие от России, распродажи не начинаются до Нового года. Скидки обычно стартуют в начале января и длятся до середины или конца февраля. Летние распродажи, как правило, начинаются на первой неделе июля, иногда чуть раньше.
Новые осенне-зимние коллекции появляются в магазинах в середине или конце июля, весенне-летние — в середине января или чуть раньше.
Большие немцы и элегантные итальянцы: стилевые особенности одежды разных стран
Возможность найти, например, большие размеры одежды и обуви во многом зависит от страны. Для взрослых консервативных женщин с размерами от 48-го лучшие страны для шопинга — это Германия и Австрия. Именно немецкие и австрийские марки традиционно шьют классическую одежду без остромодных деталей и не сокращают искусственно размерный ряд, так как опираются на запросы немок и австриек. Соответственно, девушкам с размером XXS и XS будет в этих странах сложнее подобрать себе одежду, чем, например, в Италии или Франции.
Барышням с размером больше 50 будет непросто подобрать себе вещи в Италии, где последний размер в линейке в большинстве случаев 48–50. Однако для юных девушек с размером от 50 нет шопинга лучше, чем в Великобритании.
Модных, но крупных мужчин также спасет Лондон: костюмы, рубашки, пиджаки, представленные в лондонских магазинах и универмагах, выигрывают, например, у немецких большей элегантностью кроя и разнообразием расцветок.
Консервативным крупным мужчинам, предпочитающим неприталенные силуэты и традиционные неяркие цвета, понравятся немецкие и австрийские магазины. В испанских универмагах El Corte Ingles есть отделы с одеждой для полных мужчин — как классической, так и повседневной.
Подтянутым мужчинам, не боящимся ярких цветов и контрастных сочетаний, нужно ехать в Италию. Италия вообще, на мой вкус, лучшая страна в мире с точки зрения мужской моды. Местный стиль лишен чопорности и богат на детали, делающие даже такой консервативный предмет, как мужской костюм, объектом внимания.
Большие размеры мужской обуви и обувь на широкую ногу легче всего найти в Германии и Великобритании. В Италии, Франции, Испании выбор такой обуви, напротив, ограничен.
Еще дешевле, или стоит ли ехать в аутлет?
Один из популярных как у туристов, так и у местных жителей видов шопинга — это поездки в аутлеты (торговые городки, где со значительными скидками продаются товары из прошлых коллекций известных брендов). Отличие товара, представленного в аутлете, от того, что вы найдете на распродаже в магазине, — его сезонность. В течение скидочных дней в магазинах продается товар только что закончившегося сезона, в аутлетах же продаются и вещи, выпущенные несколько коллекций назад.
Во время сезонных распродаж скидки проходят также и в аутлетах, вы можете ожидать те же 30–50% скидки от уже сниженной цены. Именно в аутлеты попадает тот товар, который не продался во время распродажи в городе. Особенно имеет смысл ехать в аутлеты обладателям нестандартных размеров одежды и обуви — очень маленьких или очень больших. На поездку в аутлет закладывайте целый день. Самый удобный способ — поехать на арендованной машине и не быть привязанным к графику движения общественного транспорта. Для тех, кто не за рулем, аутлеты организуют транспорт, часто бесплатный. Такие автобусы или поезда обычно совершают пару рейсов утром в направлении магазинов и вечером идут обратно.