Круиз. Сколько в этом слове. Это морские виды, новые страны и города. Это отличная еда и непрекращающиеся развлечения для всех возрастов. Это возможность устроить себе романтическую поездку или встречу большой компанией. Это атмосфера праздника, открытий, расслабления и новых эмоций. Это… дорого!?
Не будем лукавить, если вы отправляетесь в плавание по Средиземному, Карибскому или другому южному морю, то всё удовольствие обойдётся вам в круглую сумму. Да, опытные круизёры вам точно скажут, что оно того стоит. А если вы решили опробовать такой вид отдыха впервые, как понять — ваше это или не ваше? Можно расспросить тех же опытных, но свои собственные впечатления вам ничего не заменит. Бюджетное решение протестировать формат найдено, как ни странно, на Севере — в Финляндии.
С чего всё начиналось
В середине XX века Балтийское море, в основном, пересекали торговые и военные корабли. До каких-либо развлекательных круизов, в отличие от Нового света, было ещё очень далеко. Однако жители многочисленных архипелагов Балтики и Аландских островов всё чаще стремились ездить на материк, а Финляндия и Швеция налаживали пассажирское морское сообщение друг с другом. Спрос родил предложение в лице паромных компаний. Местные судовладельцы стали перевозить людей, их автомобили и грузы между городами материковых и островных частей Финляндии и Швеции.
С каждым годом такие перевозки становились всё более комфортными для пассажиров. В конечном счёте, в 70-х годах, начал формироваться свой собственный уникальный стиль Северной Балтики: круизы на паромах. Появился специальный класс судов — круизные паромы. Они вмещали тысячи человек, а на автопалубах располагались сотни автомобилей и грузовых контейнеров. Часть пассажиров следовала из точки А в точку Б, а ещё часть — совершали круговую поездку исключительно с целью отдохнуть, развеяться, прогуляться по другим городам и затем вернуться домой. Чем дальше, тем больше становилась доля таких круизёров в общем числе пассажиров.
Одним из пионеров была финская компания Viking Line. Вернее сказать, аландская — её основали на Аландских островах, шведскоязычной автономии Финляндии, в 1959 г. Очень быстро она стала играть настолько большую роль в экономике Финляндии, что президент страны Урхо Кекконен сделал основателя Viking Line своим советником по мореходству.
Что сейчас
В 2017 году из Финляндии, Швеции, Эстонии и Аландских островов ежедневно и круглый год отправляются круизные паромы, которые предлагают своим пассажирам всё, что только избалованная душа пожелает. Снаружи и внутри такое судно не всегда отличишь от своего океанского собрата. 12-палубные плавучие города вмещают почти 3 тысячи человек, к услугам которых: рестораны, бары, бесплатные шоу, живая музыка, магазины беспошлинной торговли, разного рода SPA и сауны. А для детей, кроме своего меню во всех ресторанах, предусмотрено несколько детских комнат (по возрастам) и программ развлечений с аниматорами.
Круизы здесь не длятся неделями, а поэтому идеально подходят для «попробовать» или поездок на выходных и совсем недороги. Например, Viking Line предлагает 4-местную каюту по цене от 47 евро или даже ниже, если идёт распродажа. То есть в пересчёте на одного человека, цена каюты вообще перестаёт быть существенным фактором.
Паромы круглогодично ходят по маршрутам, соединяя 2-3 города. Полный круг такой поездки укладывается в три дня. Самый популярный маршрут: Хельсинки-Стокгольм-Хельсинки. По пути паром заходит на Аландские острова, но стоит там недолго, разгружая и загружая автотранспорт. Поэтому туристы, чья цель — Аланды, обычно выходят на берег, осматривают острова и достопримечательности, чтобы через 1-3 дня (или больше) вновь сесть на паром и продолжить свой путь.
Из Хельсинки паром отправляется каждый день, в 17:30 (летом в 18:00), и прибывает в Стокгольм в 10 утра следующего дня. Обратное отправление в 16:30 (летом в 16:00) и прибытие в Хельсинки в 10:00 (летом в 09:15). Летом же этот маршрут продолжается и после небольшой стоянки в Хельсинки паром отправляется в Таллин. Таким образом, можно совместить три города в одной поездке: осмотреть Хельсинки перед отправлением, затем погулять по Стокгольму или окрестностям и завершить свой вояж высадкой в Таллине. Да, путешествовать можно и в обратном направлении. Полная свобода выбора, где сесть, а где сойти — решать вам и это ещё одно преимущество круизов на паромах. Так что впечатлений у вас будет, как от большого круиза. А вот затраты времени и денег — куда ниже.
Кстати, зимой круизы не менее интересны, чем летом, ведь паром может идти сквозь лёд толщиной до 1м. Вы когда-нибудь наблюдали с палубы 200-метрового судна за его мощным продвижением сквозь льды на довольно высокой скорости? Такое удовольствие можно получить, пожалуй, только в специальных круизах на ледоколах на Северный полюс. Правда есть небольшая проблема. После сравнения с арктическими круизами, даже цена двухнедельного плавания по Карибам в каюте класса выше среднего, покажется вам весьма бюджетной.
Мы попросили Viking Line дать несколько рекомендаций, как сделать свою поездку ещё более экономичной без ущерба качеству. Вот они:
- Система ценообразования динамическая, поэтому бронируйте ваш круиз примерно за месяц до поездки. В этот период наибольшая вероятность получить лучшую цену. А если вы выбираете отправления в воскресенье или вообще на буднях, то сэкономите ещё больше.
- Берите с собой друзей и знакомых — расходы делятся пропорционально. Каюты продаются только целиком, поэтому цена остаётся фиксированной, независимо от количества спутников, имена которых вы укажете при бронировании. Кого-то чужого к вам не подселят.
- Бронируйте завтраки и ужины заранее, на сайте. В таком случае вы получите скидку 10%. Самый популярный формат — шведский стол. Здесь правит бал скандинавская кухня, поэтому шведский стол представляет собой фестиваль лучших блюд северных стран. Напитки и алкоголь включены. Для любителей высокой и региональной кухни есть A La Carte и тематические рестораны.
- Не стесняйтесь и не бойтесь пить воду на пароме из-под крана. В каюте вы найдете стаканы. Вся вода проходит тщательную фильтрацию, поэтому имеет качество бутилированной. А бутилированная вода в Северной Европе стоит 1-3 евро за бутылку. Экономия налицо.
Как добраться
У круизёров всегда стоит вопрос поиска недорого или удобного перелёта в южные страны. С Финляндией дело обстоит куда проще: из Санкт-Петербурга в финскую столицу можно доехать на очень комфортном автобусе за 1000 рублей с человека или на очень быстром поезде за 29 евро и выше (зависит от дня недели и времени). Из Москвы в Хельсинки ходит прямой поезд «Лев Толстой», а до Таллина, откуда вы также можете отправиться в круиз, комфортные автобусы с местами, как в бизнес-классе хорошей авиакомпании.
Кстати об авиакомпаниях. Из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары и Екатеринбурга прямые перелёты выполняет Finnair. А трансфер из аэропорта в центр Хельсинки — один из самых удобных и недорогих в Европе. Однако, по совокупности цены, временных затрат и удобству, поезд или автобус из Северной Столицы — предпочтительнее.
Что в итоге
Круиз на пароме по Балтике — это недорого. Оптимальный формат полноценного путешествия с максимумом впечатлений и без переплат. Цены действительно низкие, особенно у финской Viking Line.
Круиз по Балтике — это свобода и гибкость. Вы не привязаны никакими условиями и спецтарифами к маршруту или датам. Отправляйтесь и садитесь на паром, когда и где хотите. Начинайте и заканчивайте своё путешествие в любом городе. Это же касается любых дополнительных услуг на борту: у пассажира нет никаких обязательств.
Круиз по Балтике — это универсальный формат. Отличный подарок, романтическое или семейное путешествие. Или отличная возможность встретиться с друзьями и устроить совместную поездку.