Нарушения правил поведения на борту и в аэропортах почти всегда фиксируются авиакомпаниями — чаще всего в виде черного списка. Попав в него, вы рискуете получить отказ в покупке билета и даже хуже — не быть допущенным на свой рейс при наличии оплаченного билета. Мы решили разобраться в этом вопросе с юридической точки зрения.
Статистика
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в период с 2010 по 2013 год произошло 20 000 инцидентов, когда пассажиры нарушали правила поведения на борту и в аэропортах. Это самые разнообразные проступки: от физического насилия до невыполнения законных указаний экипажа. Наиболее частая причина дебошей на борту — алкогольное опьянение.
По статистике «Аэрофлота», ЧП с участием буйных пассажиров происходят ежедневно, в среднем на их рейсах набирается до 400 случаев в год. «Уральские авиалинии» рассказали нам, что только за девять месяцев 2014 года произошло 150 случаев нарушения общественного порядка и правил поведения на борту воздушного судна, а за аналогичный период 2013 года зафиксировано 209 подобных случаев.
Преступления и наказания
Поводом для внесения в черный список может стать любой инцидент в аэропорту или на борту, который авиакомпания сочтет угрозой безопасности полета, жизни и здоровью других лиц. Также можно угодить в немилость из-за невыполнения распоряжений членов экипажа: сюда можно отнести курение в туалете самолета или отказ пристегнуть ремни безопасности. Словесная перепалка с сотрудниками авиакомпании чревата «баном», если пассажир начнет угрожать членам экипажа, шантажировать их или захочет попасть в кабину пилотов.
Попадание в черный список означает, что пассажир не сможет летать рейсами данного перевозчика, а зачастую и другими авиакомпаниями того же альянса. Срок бана в среднем составляет пять лет. Но известен прецедент, когда авиакомпания запретила пассажиру полеты на всю жизнь: канадец Гийом Бутин был внесен в черный лист Air Canada навсегда за то, что, опоздав на рейс, вел себя агрессивно и некорректно в разговоре с сотрудниками в аэропорту.
Мировой опыт
Большинство авиакомпаний мира официально ведут черные списки авиадебоширов и имеют полное право отказать провинившимся пассажирам в последующем полете. Однако единых норм пока нет, и наказание у авиакомпаний разных стран отличается. Например, в США нарушителей карают весьма сурово: предусмотрены штрафы от $10 000 до $25 000. За попытку вмешательства в работу экипажа пассажира даже могут посадить в тюрьму на срок до 20 лет. Японские авиаперевозчики чуть менее строги: они карают дебоширов штрафом $4800. В Австралии члены экипажа имеют право усмирять буянов на борту с помощью электрошокеров.
Как в России
В России дебоши на борту квалифицируются как хулиганство, за которое, как правило, полагается административный штраф. Но уже было несколько прецедентов, когда нарушитель понес уголовную ответственность. Например, саратовский бизнесмен Сергей Кабалов, устроивший скандал с дракой на рейсе в Хургаду авиакомпании «Когалымавиа» в 2013 году, был приговорен к заключению на три с половиной года и 400 000 руб. штрафа, так как не только оскорблял бортпроводника, но и угрожал угнать самолет.
В отличие от иностранных авиакомпаний, российские перевозчики до сих пор не имеют законодательного права официально вести черные списки.
«Авиакомпания «Трансаэро» выступает за то, чтобы такие списки были легализованы, а российские перевозчики могли бы обмениваться находящимися в них данными между собой и со своими иностранными коллегами. Это способствовало бы усилению профилактических мер по борьбе с противоправными действиями на воздушном транспорте», — сообщил Сергей Быхал, пресс-секретарь авиакомпании «Трансаэро».
Однако некоторые компании все же ведут досье на авиадебоширов — неофициально. Например, пресс-служба «Аэрофлота» сообщила нам, что в их внутренней базе зарегистрировано 2498 пассажиров, нарушивших правила поведения на борту воздушного судна, и 4643 пассажира, нарушивших правила поведения до взлета (данные на 30 ноября 2014 года). «В Аэрофлоте есть условный черный список пассажиров, нарушивших правила поведения непосредственно на борту воздушного судна, но в рамках действующего законодательства отказать таким пассажирам в последующей перевозке авиакомпания не имеет права», — пояснила пресс-служба. По словам главы «Аэрофлота» Виталия Савельева, черный список служит лишь «предупреждением» для сотрудников: если пассажир-буян вновь купит билет, на рейс будет отправлен экипаж более физически сильных бортпроводников.
Впрочем, в Сети можно найти немало историй о том, как отличившихся пассажиров в дальнейшем не пустили на рейс или отказали в покупке билета. В том, что жесткие меры предъявляются, подтвердила и пресс-служба «Аэрофлота»: «Согласно внутренним правилам «Аэрофлота», если поведение пассажира создает угрозу безопасности полета, ему бывает отказано в перевозке и такой пассажир снимается с рейса».
Что в будущем?
Законопроект о черных списках авиапассажиров был внесен в Госдуму и одобрен в первом чтении летом 2014 года. Этот документ предусматривает право перевозчиков отказывать в продаже билета тем пассажирам, которые в последние пять лет нарушали правила поведения на борту. Лобби закона хотели добиться разрешения публиковать данные о пассажирах, внесенных в черные списки, однако это противоречит закону о защите персональных данных. В настоящее время законопроект находится на доработке, после чего его должна принять Госдума во втором чтении — тогда соответствующие поправки будут внесены в Воздушный кодекс РФ.
Авиакомпании, входящие в Международную ассоциацию воздушного транспорта, недавно приняли резолюцию, призывающую правительства стран и представителей авиаотрасли разработать единые меры по эффективному предотвращению и контролю за правонарушениями на борту. Вполне вероятно, что в будущем появится общемировой черный список и провинившийся пассажир вообще не сможет больше летать на самолетах.