Оказывается, правило «100 мл» в европейских аэропортах действует уже более 12 лет, а
в России – 11.
«Несмотря на то, что это одно из самых известных правил, аэропорты и авиакомпании часто сталкиваются с пассажирами, которые про него забывают», – рассказывает Елена Сафонова, заместитель генерального директора по авиационной и транспортной безопасности авиакомпании «РусЛайн».
Это правило впервые появилось в Европе после инцидента в одном из аэропортов Великобритании – полиция задержала группу преступников с жидкими бомбами. Россия присоединилась к запрету в 2007 году.
Именно тогда посчитали, что жидкости в ёмкости до 100 мл и общим объемом до 1 л не представляют угрозы – «грубо говоря, имея такой объём легковоспламеняющейся жидкости на борту, опасное воспламенение маловероятно».
Сыр, мёд, варенье – жидкости?
Не всегда очевидно, что жидкость, а что нет, с точки зрения сотрудников безопасности. При мне, например, однажды в аэропорту Калининграда у пожилой женщины безжалостно отобрали несколько банок с вареньем. Было жалко.
Что относится к жидкостям?
- Любые напитки
- Косметика и туалетные принадлежности – лосьоны, духи, зубная паста, гель для душа;
- Спреи – пена для бритья, лак для волос, дезодоранты;
- Жидкие и полужидкие продукты – джем, варенье, мёд, йогурт, пудинг, желе, арахисовое масло, шоколадная паста;
- Мягкие сыры – типа бри, камамбер, фета и пр.
Сверх установленной нормы можно провозить в ручной клади лекарства, детское питание и купленные товары в дьюти-фри (алкоголь, духи и пр.) аэропорта.
Многие из вас наверняка вспомнят, что спокойно проносили бутылку воды через пункт досмотра. Скорее всего, это из-за невнимательности сотрудников аэропортов. А оптимисты могут считать, что на самом деле «сканер» точно определил, что у вас в бутылке вода, а не что-то другое.
Сотрудники аэропортов пока не могут отличать сверхопасные вещества от бытовых жидкостей и лекарств. Хотя в некоторых аэропортах США, например, тестируют новые сканеры, которые вскоре, возможно, решат эту проблему и сделают перелёт удобнее.
Кстати, а вы знаете, что по правилам все жидкости до 100 мл должны быть отдельно упакованы в прозрачный закрывающийся пакет объёмом до 1 л?
Вот, например, на сайте аэропорта Шереметьево советуют:
«Сложите жидкости, которые вы будете перевозить в ручной клади, в прозрачный пластиковый пакет и предъявите на досмотре отдельно».
У меня за более чем сотню полётов только однажды попросили достать из рюкзака скляночки и с заботой положили их в такой пакет, когда я летела из Таллина в Милан.
Кто устанавливает нормы?
Существуют международные требования ИКАО (международная организация гражданской авиации).
В России деятельность аэропортов и авиакомпаний регламентируется в первую очередь Воздушным кодексом, Федеральными авиационными правилами и другими нормативными документами.
Например, правила безопасного провоза ручной клади и списки разрешенных и запрещённых к провозу предметов закреплены в Приказе Минтранса РФ от 25 июля 2007 г. N 104 «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» и Приказе Минтранса РФ от 23 июля 2015 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».
Аэропорты и авиакомпании также могут устанавливать свои правила, но они никогда не противоречат вышеперечисленным.
Как же не запутаться во всех этих запретах?
Досмотр ручной клади в аэропорту осуществляют сотрудники служб безопасности аэропорта, поэтому стоит опираться именно на ту информацию, которую предоставляет аэропорт, – советует Елена Сафонова.
На сайтах крупных аэропортов легко найти информацию о разрешённых и запрещённых к провозу в ручной клади предметов, стоит его изучить до непосредственного прибытия в аэропорт.
Если вы летите в другую страну, правила безопасности в ней могут отличаться, поэтому рекомендую изучать особенности во время планирования путешествия, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.
Если вдруг вы всё же взяли с собой ценные вещи (допустим, дорогущие духи не из дьюти-фри и больше 100 мл), то, чтобы не выбрасывать, можно отдать их провожающим, либо на время оставить в камере хранения аэропорта, а забрать уже по прилёту.