Забытые русские путешественники XIX века

Забытые русские путешественники XIX века
На чтение
18 мин.
Просмотров
15
Дата обновления
06.11.2024

Благодаря им на карте Тихого океана появились русские названия, изучена Персия, а Эфиопия осталась независимой страной — одной из немногих в Африке того времени.

Мы продолжаем публиковать истории о русских первопроходцах, немало сделавших для мира, но незаслуженно забытых современниками и потомками. Первая часть — XVII век, вторая часть — XVIII век. В XIX веке путешествия, даже кругосветные, стали относительно комфортными, но на карте мира все равно оставалось еще множество белых пятен, и наши герои, каждый по-своему, расширяли его географические границы.

Отто Коцебу. 399 островов в Тихом океане. 1815–1818

За свою жизнь Отто Коцебу совершил три кругосветки. Первое — в 15-летнем возрасте. В качестве юнги он участвовал в первом российском кругосветном плавании (1803–1806) на шлюпе «Надежда» под командованием Крузенштерна. Третье — в 1823–1826 годах в качестве капитана шлюпа «Предприятие».

Однажды, когда Пашино заметил, что его подозревают, он поменялся одеждой со своим слугой-проводником и остался в одной чалме и набедренной повязке. Да еще и вымазался ослиным пометом, чтобы придать своей коже темный цвет

Но самым значимым в его биографии было командование бригом «Рюрик», который совершил кругосветное путешествие в 1815–1818 годах. Целью этой экспедиции было нахождение северного прохода из Тихого в Атлантический океан. Во время бури у мыса Горн Коцебу едва не смыло за борт. Он чудом успел ухватиться за натянутый трос. А во время шторма в Тихом океане у судна сломало бушприт, которым покалечило нескольких матросов и самого Коцебу. Из-за этого конечная цель экспедиции не была достигнута. Но ее итоги все равно оказались блестящими. Именно благодаря Коцебу на карте Тихого океана появились русские названия: атоллы Румянцева, Крузенштерна, Кутузова, Суворова и многие другие.

Егор Ковалевский. Героические похождения в Черногории, Средней Азии и Китае, открытия в Центральной Африке. Середина XIX века

Егор Ковалевский — фигура хоть и не известная широким массам, но профессиональные географы и путешественники, конечно же, хорошо знают о нем и его заслугах перед наукой. Чтобы даже вкратце упомянуть о всех его приключениях, понадобится несколько страниц такого текста.

Он был участником обороны Севастополя, в Черногории нелегально воевал на стороне сербов против австрийцев, открыл новый путь в Китай, побывал в Кашмире и Афганистане, во время Хивинского похода Русской армии попал в плен, бежал и несколько недель с горсткой солдат оборонялся в небольшой крепости от преследователей… Добывал золото в Африке, первым из европейцев дошел до Лунных гор — Рувензори (на территории современной Уганды), пересек Нубийскую пустыню, открыл левый приток Нила, реку Абудом и указал, где надо искать исток Белого Нила… «Мы проникаем далее других внутрь Африки», — записал он в своем дневнике.

Ковалевский был талантливым литератором, писал и стихи, и прозу, но в историю вошел как автор четырех книг о своих приключениях.

Его книгами зачитывалась вся Россия, да и на официальном уровне он был тоже высоко оценен. В 1856 году Ковалевский стал помощником председателя Императорского географического общества, а также почетным членом Императорской Санкт-Петербургской академии наук.

Александр Кашеваров. Первым описал северное побережье Аляски. 1838

Уже само место рождения Александра Кашеварова заставляет трепетать сердце любого путешественника. Ведь родился он на Аляске! В 1810 году, когда она была еще русской. После обучения в Кронштадтском штурманском училище он в качестве штурмана совершил два кругосветных путешествия, а затем вернулся на малую родину и во главе небольшой группы матросов совершил одно из самых удивительных плаваний в истории освоения Севера. На кожаных алеутских байдарках, сшитых китовым усом, путешественники прошли среди плавучих льдов вдоль северного побережья Аляски от мыса Лисбурн до открытого ими мыса Врангеля, нанеся на карту Аляски заливы Прокофьева и Куприянова, берег Меньшикова и мыс Степового.

Петр Пашино. Первым из европейцев проник в отдаленные районы Индии и Афганистана. 1873–1876

Первое свое путешествие в Персию 25-летний журналист Петр Пашино совершил в 1861 году в качестве секретаря российского посольства. Но бумажная работа ему скоро наскучила, он взял бессрочный отпуск и отправился в самостоятельное путешествие по Персии, а затем по Средней Азии.

В 1873–1876 годах он в одиночку совершил два путешествия в Индию, Бирму и Афганистан. Обыкновенно Пашино путешествовал в арабской или индийской одежде, с выбритой головой, выдавая себя то за турецкого доктора, то за странствующего дервиша, а иногда и за нищего бродягу. В совершенстве знал множество восточных языков. Это позволило ему побывать в таких местах, куда вход немусульманину был запрещен под страхом смерти. Но несмотря на все предосторожности и ухищрения, он не раз оказывался на волосок от разоблачения и гибели. Однажды, когда Пашино заметил, что его подозревают, он поменялся одеждой со своим слугой-проводником и остался в одной чалме и набедренной повязке. Да еще и вымазался ослиным пометом, чтобы придать своей коже темный цвет. А когда однажды в одежде дервиша он зашел в буфет первого класса, чтобы выпить чаю, то был чуть ли не до полусмерти избит полицейским.

Возвращаясь в Петербург, Петр Пашино описывал свои приключения в многочисленных очерках и фельетонах. Позднее они были собраны в книги.

Совершил Пашино и кругосветное путешествие, но оно было вполне цивилизованным и комфортным, поэтому особенной научной ценности не представляло.

Александр Булатович. Первопроходец Африки, исследователь Эфиопии. 1896–1899

В 1896 году 26-летний корнет лейб-гвардии Гусарского полка Александр Булатович был включен в состав российской миссии Красного Креста в Эфиопию, где стал военным советником императора Менелика II. С его помощью император реорганизовал свою армию, чтобы противостоять европейским колонизаторам. В итоге Эфиопия стала одной из немногих сохранивших независимость африканских стран.

С разрешения императора Булатович совершил несколько поездок во внутренние части этой страны, где никто из европейцев ранее не бывал. В сопровождении всего трех спутников он совершил переход на верблюдах через кишащую разбойниками пустыню Данакиль, затем стал первым белым человеком, который пересек отдаленную провинцию Эфиопии, легендарную Каффу, откуда в Европу доставлялся лучший кофе. Нанес на карту мира долину реки Баро, открыл горный хребет, названный в честь Николая II, который позднее по требованию Советского Союза был переименован.

Булатович стал военным советником императора Менелика II. С его помощью император реорганизовал свою армию, чтобы противостоять европейским колонизаторам. В итоге Эфиопия стала одной из немногих сохранивших независимость африканских стран

В Петербурге вышли подробные отчеты об этих экспедициях: «От Энтото до реки Баро. Отчеты о путешествии в Юго-Западной области Эфиопской империи» (1897) и «Дневник похода из Эфиопии к озеру Рудольфа» (1900), в которых он описал не только свои географические открытия, но также эфиопскую культуру и веру, близкую к православной, законы, обычаи, устройство армии и государства, сделал подробный очерк истории Эфиопии. За свои исследования Булатович получил серебряную медаль Русского географического общества. Его книги вдохновили на экспедиции множество новых исследователей Африки, в частности поэта Николая Гумилева. Уже в наше время приключения Булатовича описал Валентин Пикуль в рассказе «Гусар на верблюде».

В 1906 году Булатович вышел в отставку, уехал в Афонский монастырь в Греции и стал монахом, но во время Первой мировой войны вернулся в армию в качестве полкового священника. Был в австрийском плену, бежал… В 1919 году был убит грабителями в своем имении под Сумами.

0 Комментариев
Комментариев на модерации: 0
Оставьте комментарий