Идеальный день в Венеции: экскурсия по городу-призраку
Идеальный день в Венеции: экскурсия по городу-призраку. «Венеция — лучшее, что на земле создано. Если существует некая идея порядка, то Венеция — наиболее естественное, осмысленное к ней приближение», — писал знаменитый поэт Иосиф Бродский, любивший этот город всем сердцем. Тяжело с ним не согласиться.
К большому сожалению, Венеция — погибающий город. С каждым годом он все больше погружается под воду, а это означает лишь одно — вскоре Венеция может и вовсе исчезнуть с карты мира. Конечно, это не произойдет за пару лет, поэтому время побывать в этом удивительном месте у тебя еще есть.
Идеальный день в Венеции: экскурсия по городу-призраку
Гранд-канал
Гранд-канал — центральная венецианская улица, вдоль которой расположились самые прекрасные здания и дворцы. Правда, на улицу в традиционном смысле этого слова она не очень похожа — на всем его протяжении нет набережных, а дома имеют два выхода — на сушу и на воду. Именно поэтому «прогуляться» по такому проспекту можно только на гондоле или вапоретто. Второй вариант обходит в разу дешевле и идеально подходит тем, кто хочет сэкономить.
Если Гранд-канал — душа, то площадь Сан-Марко, расположенную на одном из его берегов, по праву можно назвать сердцем города. Великолепная панорама открывается гостям сразу же от причала и… неизменно захватывает дух. На небольшом пятачке «собралось» столько достопримечательностей и архитектурных шедевров, что хватило бы на европейский городок средней руки. Здесь находятся и колокольня Сан-Марко, которая видна из любой токи города и является своеобразным ориентиром для сбившихся с пути, и Дворец дожей, и собор Святого Марка, и огромная библиотека, и многое другое.
Идеальный день в Венеции. Дворец дожей
История Дворца дожей началась еще в далеком VII веке. Именно тогда было принято решение объединить 12 групп венецианских островов в единое государство, которое назвали в дальнейшем Светлейшей республикой Венецией под руководством своего рода Сената, состоящего из 12 дожей. Не удивительно, что в скором времени правительству потребовалось место, где можно было бы проводить официальные приемы и внутренние встречи.
Так на площади Сан-Марко появился роскошный дворец. Правда, в XV веке здание было уничтожено пожаром и на месте его возвели новое, совсем по другому проекту, которое и сохранилось до наших дней. Надо заметить, выглядит оно действительно внушительно — архитекторы, стремившиеся показать величие и мощь города, добились своей цели.
Шли годы, менялась политическая, экономическая ситуация в мире, а вместе с ней статус. Дворец дожей становился пристанищем для различных государственных органов — Сената, Министерств, Верховного суда и даже тайной полиции. Сегодня он полностью отдан во власть туристов. Сразу же стоит заметить, что взглянуть на Дворец дожей снаружи — значит ничего о нем не узнать.
Собор Святого Марка
Увидеть их можно по сей день. История Собора полна взлетов, падений и перемен. Он был построен еще в 829 году, для того чтобы продемонстрировать всему миру мощи и силу Республики. В начале XI века церковь сгорела и была возведена вновь. Далее ее неоднократно увеличивали и преобразовывали, сохраняя при этом общий стиль и колорит.
Кстати, в это сложно поверить, но стоит церковь на обычных деревянных сваях, из лиственницы. Количество их достигает нескольких десятков тысяч. В средние века точно знали, что при соприкосновении с водой этот материал не разрушается, а становится крепче и тверже! Планируя посещение Собора Сан Марко стоит учесть, что это не только музей, но и действующая церковь, в которой регулярно проводятся службы. Для визита лучше выбирать свободное от них время.
Идеальный день в Венеции. Мост Риальто
Риальто — один из четырех мостов соединяющих берега Гранд канала. Его по праву можно считать не только самым первым, но и самым проблемным — чего только не случалось с переправой, появившейся на этом месте еще в 1181 году: пожары, обрушения и другие неприятности. В 1551 году началось строительство нынешнего моста, по проекту никому не известного тогда архитектора Антонио де Понте.
Хотя выполнить эту работу мечтали многие, в том числе и Микеланджело, но объявленный властями конкурс выиграл именно он. На сегодняшний день мост Риальто — один из символов и визитная карточка. Он «засветился» не только на многочисленных открытках, но и на страницах произведения Вильяма Шекспира Венецианский купец. Прогулку по мосту можно совместить с покупкой сувениров. Здесь открыто больше 20 лавочек, но цены в них очень высокие.
Сан-Джорджио
На небольшом острове Сан-Джорджо-Маджоре располагается одноименный собор, занимающий всю его территорию. Его строительство началось в начале XVII века и длилось целых 40 лет, однако итог оказался действительно впечатляющим. Белоснежный каменный фасад с 4 колоннами и ярко контрастирующие с ним красные кирпичные стены способны поразить любого, даже видавшего виды путешественника. Но знаменит этот собор не только своей архитектурой, но и колокольней, в высоты которой открывается великолепный вид на площадь Сан-Марко, расположенную прямо напротив. Кстати, подняться сюда стоит дешевле, чем на колокольню Сан-Марко.
Колокольня Кампанила
Увенчанная фигурой Архангела Гавриила кирпичная колокольня построена в 888 году. В 1902 году сооружение, веками выдерживающее удары молний и землетрясения, внезапно рухнуло, повредив только небольшую лоджетту. Сегодня на площади возвышается точная копия колокольни. Во времена Средневековья внутри старой башни располагались пыточные камеры, сейчас там установлена шахта с лифтом.
Часы работы: с декабря по апрель — 9:30—15:45, с мая по июнь — 9:00—19:00, с июля по сентябрь — 9:00—21:00, с октября по ноябрь — 9:00—19:00.
Идеальный день в Венеции. Лоджетта Сансовино
Трехарочная ажурная постройка декорирована балюстрадой, розоватые колонны прекрасно сочетаются с мраморными зеленоватыми стенами. Желто-белые ниши заполняют статуи работы Сансовино, представляющие Аполлона, Мир, Меркурия и Палладу.
Часовая башня Святого Марка
Башня, расположенная в северной части площади Святого Марка, построена в 1497 году. Обязательно рассмотрите ее внимательно — здесь нет места мелочам. На вершине сооружения вы увидите две фигуры мавров, бьющих в большой колокол. Ниже красуется крылатый лев. Следующий ярус занимает статуя Богоматери с Младенцем, под ней — сине-золотой циферблат, в центре которого изображена Земля, а чуть подальше — вращающаяся Луна. Стрелка показывает время, зодиакальный круг — положение Солнца.
Здание башни можно посетить в составе экскурсии, билет на которую нужно приобрести заранее. Цена — 12,5 евро. Время: понедельник—среда в 10:00 и 11:00, четверг—воскресенье в 14:00 и 15:00.
Колонны Святых Марка и Теодора
Гранитные колонны, возвышающиеся на берегу Венецианского залива, вывезены в 1125 году из Константинополя. Изначально их было три, однако во время выгрузки одна затонула в море. Оставшиеся пролежали на земле до 1196 года, пока архитектору Николо Бараттьери не пришла в голову гениальная мысль: он опоясал их сухой пеньковой веревкой, которая, намокая, поднимала груз.
Скульптуры на вершинах колонн также произведены не в Венеции. Говорят, что бронзовый лев был отлит то ли в Персии, то ли в Китае. А фигура Теодора вообще собрана из головы скульптуры Митридата Понтийского и торса изваяния одного из полководцев Рима.
Идеальный день в Венеции. Парк Джардини Пападополи
В юго-восточной части города, среди каналов и каменных улиц, расположился небольшой зеленый оазис — парк, основанный в 1834 году после сноса храма Санта-Кроче и названный в честь дизайнера Пападополи. Территория любимого места отдыха венецианцев засажена пальмами, цветами, платанами и фруктовыми деревьями. Закрученные дорожки и уединенные аллеи позволяют гостям парка не мешать друг другу. Любят зеленую зону и самые маленькие посетители — для них здесь организована прекрасная детская площадка.
Строительство церкви Святого Николая из Толентино, расположенной недалеко от площади Рима (Пьяцалле Рома), началось в конце XVI столетия. Громоздкий фасад был достроен в 1714 году. Из-за античного портика и коринфских колонн средневековая церковь стала похожа на греко-римский храм. Задержитесь здесь на минуту и рассмотрите здание повнимательнее. В одной из стен находится круглое отверстие. Его оставило австрийское пушечное ядро, во время обстрела 1849 года пробившее купол. Позже ядро решено было поместить в стену церкви.
Церковь Сан-Симеоне Пикколо
Особенностью храма на берегу Гранд-канала является украшенный фигурой Спасителя огромный медный купол, за который Наполеон назвал Сан-Симеоне Пикколо «куполом без церкви». Собор возведен в 1738 г. Архитектор Джованни Скальфаротто, спроектировавший его, взял за образец Пантеон.
Как и в римском храме, внутренне пространство представляет собой круг, где расположено несколько алтарей, украшенных произведениями итальянских художников. Воздух здесь пропитан запахом ладана, и всегда царит атмосфера умиротворения. Церковь является действующей, службы на латинском языке проводятся с понедельника по пятницу в 08:00, в субботу — в 16:00 и в воскресенье — в 11:00 и 15:00.
Идеальный день в Венеции. Мост Скальци
Мост Скальци имеет характерную черту: ступени, широкие у основания, ближе к верхней части сужаются. Прохожим, достигшим середины, приходится идти гуськом — ширина площадки составляет 80 см. Мост возведен в 1856 году рядом с железнодорожным вокзалом. Венецианцы были недовольны — современная конструкция не вписывалась в старинный облик окружающих улиц. В 1932 году власти вняли ропоту жителей, и через два года через Гранд-канал был перекинут новый мост в традиционном стиле.
Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари
История собора, построенного в форме латинского креста, уходит корнями в XII век. Свой современный вид готическая церковь из красного кирпича приобрела в 1446 году. В это же время к ней была пристроена колокольня, своими размерами уступающая лишь колокольне Кампанила.
Колоннада из 12 колонн разделяет собор на три нефа. Попав внутрь базилики, вы окажетесь в огромном пространстве, будто возносящемся к небесам. Сокровище храма — картина «Мадонна Пезаро» работы Тициана. Произведения итальянских художников и скульпторов эпохи Возрождения служат украшением каждой капеллы. Собор открыт с понедельника по субботу с 9:00 до 18:00, в воскресенье — с 13:00 до 18:00. Вход — 3 евро.
Идеальный день в Венеции. Церковь и Скуола Сан Рокко
Рядом с предыдущим храмом примостилась еще одна церковь, возведенная в 1549 году в честь защитника города от нашествия чумы Святого Роха. Ее строительство было организовано братством Сан-Рокко, основанным для оказания помощи больным, и длилось 34 года.
Если во Фрари туристы любуются произведениями Тициана, то в Сан Рокко поклонники живописи спешат на свидание с работами гения Ренессанса Тинторетто. Изумительные полотна, которыми расписаны стены и потолок, полны таким пронзительным чувством любви к Богу, что вызывают у зрителей искренние слезы. Церковь можно посетить каждый день с 9:30 до 17:30. Вход — 11 евро.
Церковь Сан Джакомо ди Риальто
На первый взгляд, византийская церковь в квартале Риальто кажется непримечательной, однако она — самая старая из 60 соборов. Горожане считают, что фундамент Сан Джакомо был заложен в 421 году, когда мир впервые узнал о городе на воде. Несмотря на реконструкцию 1601 года, храм дошел до наших дней почти в первозданном виде.
История церкви тесно связана с рынком, который на протяжении веков располагался рядом. Надпись на выступе здания призывает торговцев совершать только честные сделки. Интерес у туристов вызывают часы — циферблат разделен на 24 части вместо привычных 12. Храм открыт ежедневно с 09:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00. Вход бесплатный.
Галерея Академии
Те из вас, кто ценит живопись Средневековья, должны посетить один из лучших художественных музеев Европы. И на это есть ряд причин:
- Галерея находится в здании бывшего женского монастыря XV столетия и представляет собой историческую ценность
- Только здесь собрана наибольшая коллекция произведений венецианских мастеров XIII—XVIII столетий
- Картины музея воссоздают историю города каналов
Галерея основана в 1750 году и изначально была заведением, где молодые художники обучались основам живописи. Музей открыт со вторника по воскресенье с 8:15 до 19:15, в понедельник — с 8:15 до 14:00. Вход — 15 евро.
Собор Санта-Мария-делла-Салюте
В середине XVII столетия Венеция медленно гибла от эпидемии чумы. Власти города обратились за помощью к Богородице, пообещав в случае избавления от болезни воздвигнуть в честь Пречистой церковь. Святая Дева помогла городу, и в 1631 году началось возведение барочной базилики, которое длилось 50 лет.
Белоснежная церковь словно парит над водами Гранд-канала. Восьмиугольное сооружение увенчано 60-метровым куполом из меди, мраморный фасад украшают фигуры архангелов, колонны и пилястры. В соборе хранятся шедевры Пьетро Либери, Тициана и Луки Джордано. Мы рекомендуем вам наведаться к базилике вечером, когда она освещена светом прожекторов. Одна из главных религиозных святынь открыта ежедневно с 9:00 до 12:00 и после обеда с 15:00 до 17:30. Для желающих осмотреть картины Тициана вход стоит 4 евро.
Церковь Святого Стефана
На площади Св.Стефана находится печально известная церковь. Из-за убийств, совершенных в ее стенах, святой дом переосвящали шесть раз. Первоначальное здание храма было возведено в XIII веке и почти полностью перестроено два столетия спустя. В 1544 году удар молнии пришелся на верхнюю часть колокольни, в результате чего башня получила небольшой наклон.
Среди «веселых» ярких построек готическая мрачная церковь служит воплощением Средневековья и выглядит чужеродной. Интерьеры, напротив, выполнены в стиле Ренессанс. Деревянный свод центрального нефа напоминает перевернутый киль корабля, в ризнице хранятся картины Виварини, Дициани, Тинторетто и Доменико.
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 18:00, в воскресенье с 15:00 до 18:00. Осмотр картин стоит 3 евро.
Палаццо Гримани
Обратите внимание на великолепный белый дворец, возвышающийся над соседними постройками. Возведенное в эпоху Ренессанса, здание приобрело современный вид в 1575 году. Палаццо притягивает взгляды туристов фасадом из столь любимого венецианцами разноцветного мрамора и интерьерами, украшенными фресками итальянских живописцев.
Дворец стал свидетелем множества исторических событий, таких как восхождение на престол кардинала Гримани и встреча русских послов, прибывших с прошением о денежной помощи на войну со Швецией. Сейчас в здании работает апелляционный суд.
Дворец Ка-д’Оро
Среди дворцов особое место занимает Ка-д’Оро — Золотой дом, получивший это название за сусальное золото, используемое при отделке. Шедевр готической архитектуры построен в 1440 году по заказу патриция Контарини, замыслом которого было создание палаццо, по красоте превосходящее все дома.
Даже сменив несколько владельцев и пережив немало реконструкций, Ка-д’Оро остается одной из самых красивых достопримечательностей города. Его особенностью является асимметричность монолитной правой и ажурной левой частей, что делает палаццо еще более узнаваемым и любимым среди туристов. С 1927 года залы дворца занимает художественная галерея Франкетти.
Часы работы: в понедельник — с 8:15 до 14:00, со вторника по воскресенье — с 8:15 до 15:15.
Венеция расположена на 118 островах и перебраться с одного на другой часто можно только по воде на вапоретто — небольших корабликах, которые движутся по определенным маршрутам. Если речь идет о Гранд канале, то там где нет мостов пересечь его можно на трагетто — еще один вид венецианского общественного транспорта. Если вы решили путешествовать пешком и привязаны ко времени (например, сбору группы, отправления и так далее), то важно всегда оставлять небольшой запас — Венеция очень часто преподносит сюрпризы в виде отсутствия мостов и «длинных путей». Кроме того, в хитросплетении улиц на воде очень легко заблудиться.
Идеальный день в Венеции: экскурсия по городу-призраку
Еще один венецианский сюрприз — это погода. Предсказать, когда пойдет дождь в городе на воде ни под силу даже самым талантливым синоптикам. Именно поэтому, планируя длительные прогулки, нужно иметь с собой зонт и одевать непромокаемую обувь — в любое время года.
Венеция — один из самых дорогих городов не только Италии, но и всей Европы. Для того чтобы сэкономить — нужно присматриваться к жизни местных жителей, пользоваться водным, но общественным, а не туристическим, транспортом и, конечно, выбирать кафе и рестораны подальше от площади Сан-Марко. Цены в меню уменьшаются обратно пропорционально расстоянию до нее.
И, наконец, никак нельзя забывать, что за внешней красотой скрывается интересная история, начавшаяся еще в III веке до нашей эры.
Противостояние римлян и венетов, многочисленные набеги, объединение островов под руководством совета дожей, венециано-генуэзские войны, величие морской Венецианской республики и, наконец, «хождение по рукам» европейских правителей после завоевания Наполеоном, результатом которого стало присоединение к Италии. Вот далеко не все страницы истории, которые можно «пролистать», прогуливаясь по улицам и любуясь зданиями и каналами.
Приехав сюда, не спешите следовать проторенным традиционным маршрутам, рискуя лицезреть лишь толпы туристов. Помните, что даже пробираясь по узким колоритным улочкам, не указанным в путеводителях, вы увидите все главные достопримечательности. Выбирайте рестораны и таверны подальше от центра — чем больше расстояние от площади Сан-Марко, тем меньше стоимость обеда.
Погода здесь переменчива в любое время года, поэтому запаситесь зонтом и непромокаемой обувью, и тогда внезапно нагрянувший дождь не помешает вам познакомиться с самыми интересными местами. Сразу же стоит отметить, что для того чтобы увидеть всего разнообразия венецианских достопримечательностей не хватит и всей жизни. Поэтому придется выбирать.