9 советов от Ирины Бажановой будущим ведущим трэвел-программ
Ведущая телеканала «Моя Планета» Ирина Бажанова на встрече, организованной при поддержке «Mediaшколы», рассказала о том, как стать трэвел-журналистом, и поделилась своим опытом съемок программы о путешествиях.
Девять советов от Ирины Бажановой.
Обзавестись опытом работы, резюме и портфолио
Конечно же, бывают и самородки, но обычно хорошими телеведущими становятся люди с опытом работы в журналистике. Поэтому научитесь свободно и складно говорить, поработайте на радио, корреспондентом в новостях, ведите свой видеоблог — иными словами, набейте руку. На канал приходит очень много резюме, и простой перечень ваших мест работы и обязанностей не привлечет внимания и не заинтересует редакцию. Обозначьте, каким образом именно ваша персона сможет принести пользу каналу. Лучше всего, если у вас есть шоу-рил — короткий ролик, который демонстрирует ваши способности. Если он хорош, вам удастся договориться о встрече, чтобы иметь возможность лично себя презентовать. Меня на «Мою Планету» привел уже имеющийся опыт ведения программы о путешествиях, но часто ведущих отбирают на кастингах. Где о них узнают? Честно говоря, я бы и сама хотела знать.
Предлагать не столько себя, сколько идею
Говорят, незаменимых людей не бывает, а вот хорошая идея — на вес золота. Телеканалы всегда нуждаются в новых форматах телевизионных программ. Придумайте необычный и потенциально интересный для зрителя проект и отведите в нем роль для себя. Желательно такую, с которой справитесь только вы, что приводит нас к следующему пункту.
Важно не образование, а знания
Многие спрашивают, нужно ли быть дипломированным журналистом, чтобы получить такую работу. Нет, и еще раз нет. Нужно быть образованным человеком и специалистом в определенной области, тогда вы сможете занять нишу. Сейчас на нашем рынке большая конкуренция, недостаточно быть просто харизматичным и хорошо говорить. Надо разбираться в чем-то особенном, уметь что-то свое, тогда можно делать тематическую программу. Про животных, про растения, про рыбалку, про экологию, про танцы и песни народов мира — да про что угодно. Уникальное умение является вашим торговым предложением, когда вы продаете себя каналу.
Стать акулой пера, то есть уметь хорошо и интересно писать
Скорее всего, писать тексты для работы в кадре и закадровые связки вам придется самим. К тому же учить и повторять на камеру своей текст значительно легче, чем чужой. А делать это надо филигранно, потому что на все про все у вас может быть всего один дубль, который нужно не запороть. Помню, как в Новой Зеландии мне нужно было выдать очень объемный текст, стоя практически на жердочке на высоте 45 м над землей с привязанным к моим ногам канатом-резинкой. Дело было на исторической, самой первой в мире тарзанке, и, несмотря на трясущиеся колени и стучащие от ужаса зубы, я без запинки сказала свой текст и красиво, ласточкой сиганула в пропасть, хотя хотелось нецензурно выругаться, зажмуриться и рухнуть топориком.
Стать многозадачником
Когда дело дойдет до выбора, охотнее возьмут на работу человека, который хорошо представляет себе процесс производства телевизионной программы и готов сам справляться с целым рядом задач: изучать материалы и добывать информацию в процессе подготовки к командировке, составлять предварительный съемочный план, писать тексты, отсматривать отснятый материал и на его основании писать монтажный сценарий с тайм-кодами.
Лучше уже быть опытным путешественником
Желательно уже разбираться в том, что действительно необычно и интересно, о чем стоит рассказывать, а о чем нет. Наши телезрители уже много где побывали сами, и если мы будем нести наивную пургу, то будем выглядеть дилетантами. Например, увидев в Индии лежащую посреди шоссе корову, опытный ведущий избежит комментариев из серии: «Ни фига себе! Корова посреди дороги! Вот это да-а-а! Чего это она здесь делает?» Он скорее воспользуется возможностью на наглядном примере рассказать о том, что корова — священное для индусов животное, поэтому ее нельзя прогонять, калечить, сбивать, есть и т. д.
Уметь ловить момент
По сути своей программа о путешествиях — это документальное кино. Какой бы подробный план вы ни подготовили, на месте все всегда пойдет по-другому. Нужно смело отбрасывать идеи, которые вряд ли реализуются, и ловить удачу за хвост, не упуская истории, которые идут к вам в руки. В своей программе мы очень часто снимаем не тех людей, которых планировали, не те события, которые казались нам важными, потому что на месте находятся куда более интересные персонажи и истории.
Говорить с местными на одном языке
На каком? На английском? Само собой, да, но не только. Не стану отрицать, что хорошее владение иностранным языком гарантирует успешные съемки и хороший материал, но ведь не везде говорят на английском, французском или испанском. Говорить на одном языке с местными — значит быть с ними на одной волне. Улыбаться и проявлять искреннюю симпатию. Плясать там, где пляшут. Петь там, где поют. Играть с детьми там, где полно детворы. Доверие к вам и вашей съемочной группе со стороны местных жителей — гарантия того, что вы снимете живой и интересный сюжет.
Жить своей работой
Я люблю свою работу за то, что она делает меня лучше. Добрее и мудрее, терпимее и веселее. К тому же она позволяет мне быть по-детски любознательной: не переставая удивляться и узнавать что-то новое. Если мне удается с долей юмора и массой познавательной информации передавать тот восторг, который дарит мне близкое знакомство с разнообразием мира — значит, я со своей задачей справляюсь.