Пять сомнительных способов стать лучше: мы расскажем о странах, где увечья считаются синонимом красоты.
Деформация черепа
Сразу после рождения (и до двух лет) голова ребенка фиксировалась в колыбели при помощи тугих повязок или дощечек, на которые могли помещать также мешки с песком — для большего давления. В процессе деформации повязки смещались выше, в результате чего череп приобретал вид конуса
Мода превращать головы ближних в нечто инопланетное возникла, вероятно, еще в эпоху ранних земледельцев в области Плодородного полумесяца порядка 9000 лет назад. Особенно полюбили вытягивать черепа сарматы. К VI веку нашей эры традиция докатилась до Африки, где и задержалась на века. Так, племя мангбету (Бельгийское Конго) практиковало «колбасные» головы вплоть до середины прошлого века. Не менее популярны подобные представления о красоте были и у древних индейцев: паракас, наска, майя. Вплоть до начала XX века удлиняли головы австралийские аборигены, умудрявшиеся сжимать череп до практически плоской формы.
Зачем они это делали? По одной из версий, вытянутая голова свидетельствовала об особом статусе ее владельца — такой человек считался умнее и был ближе к духам. Современные исследования это, конечно, не подтверждают, а вот то, что такие люди могли быть склонны к эпилепсии и повышенной агрессии, — вполне возможно.
Впрочем, часть людей могла иметь вытянутые черепа от природы. О чем свидетельствует, например, найденная мумия эмбриона в теле умершей женщины, принадлежавшей индейскому племени уанка. Другие же могли им попросту подражать.
Подвешивание на крюках
Самым известным и одновременно самым страшным ритуалом, связанным с подвешиванием, является окипа — обряд посвящения в мужчины североамериканского индейского племени мандан. Перед церемонией подросткам не разрешалось есть несколько дней. После истощения их отводили в хижину, где надрезали кожу на груди и плечах, оголяя мышцы, под которые просовывали длинные деревянные спицы. За эти «шампура» мальчишек подвешивали под крышей, а в руки и ноги втыкали дополнительные спицы, прикрепляя к ним что-нибудь потяжелее. И да, во время церемонии юноши должны были демонстрировать радость и широко улыбаться. Так продолжалось до тех пор, пока они не потеряют сознание.
Думаете, все? Как бы не так. Едва очнувшись и все еще со спицами в теле, подростки должны были предложить старейшинам свои левые мизинцы, для чего их немедленно отрубали. Остаток «судного дня» дети проводили внутри круга соплеменников, которые почитали своим святым долгом дергать за торчащие из спин спицы инициирующихся. Если мальчик выживал, у него на всю жизнь оставались глубокие рваные шрамы — предмет мужской гордости и женского восхищения у индейцев.
Цель таких ритуалов понятна — проверить подростка на прочность, дабы перевести его в новое качество мужчины. А вот в Индии подвешивание на крюках (фестиваль, на котором происходит действо, называется Чарак-Пуджа) служит формой самоистязания — чтобы доказать свою преданность богу Шиве. Неизвестно, почему этот праздник боли пришелся по вкусу и многим современникам, не связанным никакими религиозными верованиями. За удовольствие быть подвешенным (а некоторые даже прыгают с крюками в спине откуда-нибудь с моста) они готовы даже заплатить. Фотограф Дезире Долрон называет явления самоистязаний «психологическим террором под прикрытием веры». В Европе средний ценник за «процедуру» составляет около €300, в России — от 3000 до 5000 руб.
Бинтование ног
Идеальная женская стопа по-китайски — 7 см. Поэтому бинтование начиналось, пока нога девочки еще только формировалась. Процедуру проводили чаще всего осенью или зимой — холод уменьшал чувствительность к боли и снижал риск инфицирования. Процесс создания «золотого лотоса» — именно так величали изуродованную ступню — осуществлялся в четыре этапа, на которые уходили мучительные три года. Первый назывался «попыткой бинтования»: ноги девочки омывали теплой смесью из трав и крови животных, чтобы стопа стала более гибкой, подрезали ногти и бинтовали с такой силой, что пальцы попросту ломались, вдавливаясь в подошву. После этого юная китаянка должна была влезть в крошечные туфли и ходить не менее 5 км в день (хотя некоторые не могли ходить вообще, и их до конца дней носили слуги).
Второй этап назывался «попыткой затягивания» — бинты завязывались еще туже. Третий — «период тугого бинтования». Казалось бы, куда сильнее, но нет — на этом этапе носок ноги постепенно притягивался к пятке. Целью четвертой стадии — «бинтование дуги» — было сформировать подъем стопы настолько высоким, чтобы под аркой могло поместиться куриное яйцо (для этого кости снова ломались).
Изуродованная нога не позволяла женщинам нормально ходить (не говоря уже о физическом труде), а потому они оставались зависимыми от своих мужей до конца своих дней. Крохотные ножки считались очень эротичными у китайских мужчин. Правда, лишь в бинтах и туфлях (они так и назывались «туфельки-лотосы») — обнаженную женскую ногу представители сильного пола предпочитали не видеть вообще, поэтому дамы даже ночью спали в обуви. Пожилых китаянок с «лотосами» вместо ног можно встретить в Поднебесной и сегодня, к счастью, это уже редкость.
Спиливание зубов
По достижении 18-летнего возраста процедуру спиливания передних зубов и клыков проходят все: и юноши, и девушки. Перед обрядом они облачаются в праздничные традиционные одежды, наносят макияж и отправляются… нет, не к стоматологу — к священнику. Для того чтобы тот взял обыкновенный напильник и сточил белоснежную красоту, параллельно читая молитвы. Про анестезию речи, конечно, нет. Опавшая зубная пыль закапывается в семейном храме.
Процедура весьма болезненная и недешевая — порядка $3000, поэтому на нее скидывается все многочисленное семейство, — но нужная. Неспиленные зубы олицетворяют у балийцев животное начало и ассоциируются со злыми духами. Мало того что они будут вредить при жизни, так еще замучают после смерти. А спиливание зубов избавляет от пяти смертных грехов: гнева, гордости, жадности, ревности, тяге к алкоголю и похоти.
Обрезание
Обрезание — удаление крайней плоти. Для разных народов есть свои особенности ритуала. Одним из самых «живописных» можно назвать обряд обрезания австралийского племени мардуджара. Сначала подростку выбивают один передний зуб и прокалывают перегородку между ноздрями. С этого момента ребенок считается мертвым и якобы ничего не чувствует. Самое время мальчугану отрезать крайнюю плоть. Пока он сидит в полуобмороке, старейшины заставляют его открыть рот и… съесть то, чего он только что лишился (это называется «хорошее мясо»). Взрослые говорят, что он «съел своего мальчика» и довольные расходятся по своим делам. Чтобы через несколько месяцев вновь собраться и продолжить экзекуцию — несчастного ждет рассечение пениса. После этого юноша может мочиться с трудом, зато считается настоящим мужчиной.
Вообще, обрезание, помимо гигиенических целей, преследует духовные. В иудаизме оно олицетворяет собой «отрезание» греха. А вот женское обрезание, понятно дело, нужно для «спокойствия» мужского пола. Этот варварский обычай практикуется в странах Африки и нацелен на поддержание «целомудрия» женщины.